Пятница, 22.09.2017, 09:14

 
   

Главная |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
Обзор прессы [102]
Аналитика и Геополи́тика [52]
Армия [18]
Внешняя политика [7]
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Архив записей
Статистика
Форма входа
Главная » 2012 » Май » 6 » Иран и динамика региональной гонки вооружений
02:48
Иран и динамика региональной гонки вооружений
На фоне продолжающегося кризиса вокруг иранской ядерной программы и стратегии антииранской коалиции, которая заключается в окружении Ирана недружественными государствами (в день «Ч» территория этих недружественных государств станет плацдармом для военных действий против Ирана) приобретает особое значение оценки и анализ региональной гонки вооружений.

Наряду с региональным контекстом и вовлеченностью внешних акторов, анализ динамики и результатов милитаризации в зоне карабахского конфликта может показать реалистичность угроз возобновления военных действий как непосредственно в зоне конфликта, так и для решения «иранского вопроса».

Азербайджан

Азербайджан за последние годы осуществляет достаточно масштабные закупки вооружения и военной техники, используя возросшие возможности своих доходов от продажи нефти и газа. При этом упор делается на более дорогостоящие и эффективные ударные системы дальнего радиуса действия, а также БПЛО, штурмовую и армейскую авиацию[1]. Это укладывается в концепцию «дистанционной войны», т.к. с учетом сооруженной армянскими сторонами за последние десятилетия эшелонированной фортификационной линии обороны, «классическое» наступление азербайджанской армии лишь с использованием бронетехники и артиллерии может привести к тяжелым потерям и не достигнет успеха. Азербайджан начал также уделять больше внимание модернизации имеющихся на вооружении ВВТ (в основном советского/российского образца). Основным партнером в ВТС и в сфере модернизации военной техники вместо Украины постепенно становятся Израиль и Россия.

Важным партнером в военной сфере для Азербайджана остается Турция. За последние несколько лет Турция предоставила военной помощи Азербайджану на сумму свыше 200 млн. Долларов [2]. В августе 2010 г. между Турцией и Азербайджаном был подписан договор о военном сотрудничестве. Однако положения данного договора были достаточно расплывчатыми, в частности, не предусматривая прямых обязательств Турции по вовлечению в боевые действия в Карабахе в случае их инициирования Азербайджаном.

Военный бюджет Азербайджана за последние годы имеет следующую динамику: в 2008 г. – порядка 1,6 млрд. долларов, в 2009 г., в условиях мирового финансового кризиса снизился до 1,4 млрд. долларов, а в 2010 г. – 1,5 млрд. долларов. Бюджет на 2011 г. был объявлен в размере примерно 2,8 млрд. долларов, из которых порядка 1,3 млрд. составили так называемые расходы на «специальные оборонные проекты». Однако не понятен смысл данной бюджетной статьи, т.к. в «базовый» военный бюджет страны и так были внесены основные расходы на оборонные нужды, в том числе на закупку вооружений за рубежом. Не исключено, что речь идет о суммировании расходов военного ведомства с некоторыми суммами на содержание других силовых и правоохранительных органов и спецслужб, а также развитие ВПК.

При этом надо подчеркнуть, что Азербайджан в последние годы достаточно активизировал работы над созданием собственного ВПК с помощью иностранных специалистов. Осуществляется производство боеприпасов, стрелкового вооружения и минометов, а также отверточная сборка легких бронемашин типа «Мародер» и «Матадор» из комплектующих южноафриканского производства. Модернизация ударных вертолетов Ми-24 до варианта Ми-24G на Украине с помощью южноафриканских и израильских специалистов включает в себя оснащение их новым оборудованием для всепогодного применения. Прорабатываются варианты производства 107-мм и 122-мм РСЗО и ракет к ним с помощью турецких фирм, рассматриваются другие проекты в сфере ВТС между Анкарой и Баку. Начались работы по модернизации азербайджанских танков Т-72, в частности, оснащения их новыми системами модернизации огня при участии израильских (компания Elbit Systems) и турецких специалистов (ASELSAN) [3]. Рассматривается вопрос организации с помощью израильских специалистов производства тяжелых БМП на базе снимаемых с вооружения азербайджанской армии танков Т-54/55. Также при содействии израильских компании Elbit Systems в Азербайджане построен завод по сборке БПЛА.

В конце 2011 г. было объявлено о заключении нового контракта на поставки ВВТ из Израиля, однако этот контракт имеет в основном антииранскую направленность, демонстрируя новую тенденцию в региональной гонке безопасности и смену приоритетов военного строительства Азербайджаном [4]. Возможно, на фоне серьезных внешнеполитических ограничений и неспособности существенно изменить военный баланс в зоне карабахского конфликта, официальный Баку решил обратить внимание на более актуальную и серьезную проблему своей национальной безопасности, с целью обезопасить свой энергетический потенциал в случае масштабного регионального форс-мажора.

Армения

Официальный военный бюджет Армении в 2008 г. составил 396 млн. долларов, в кризисном 2009 г. незначительно увеличившись до 405 млн. долларов. В 2010 г. официальные военные расходы составили 422 млн. долларов, в 2011 г. оставшись примерно на том же уровне. При этом надо учесть, что лишь незначительная часть данных расходов идет на закупки вооружений и военной техники, т.к. льготный формат армяно-российского военного сотрудничества и членство страны в ОДКБ позволяют осуществлять перевооружение армянской армии без значительных финансовых затрат.

К примеру, только из систем ПВО российской стороной было передано армянской армии до 8 дивизионов ЗРК С-300 различных модификаций, рыночная цена которых в несколько раз превышает официальный годовой военный бюджет Армении [5]. Однако в силу того, что такого рода поставки осуществляются в рамках льготного двустороннего армяно-российского военно-технического сотрудничества и в рамках ОДКБ, они не отражаются в данных, предоставляемых Арменией и Россией в международные структуры по мониторингу торговли вооружениями (например, Регистр ООН по обычным вооружениям) и обычно не освещаются открытыми источниками.

В рамках процесса военных реформ российской армии завершился процесс технического перевооружения и перехода на бригадную структуру 102-й российской военной базы, дислоцированной в Армении. Излишек вооружений был безвозмездно передан вооруженным силам Армении. В 2010 г. в Армении открылся совместный армяно-российский командный пункт ПВО, сдано в эксплуатацию предприятие по ремонту самолетов и вертолетов, активизировались работы по развитию ряда предприятий армянского ВПК с помощью российских специалистов. В апреле 2012 г. был подписан договор о сотрудничестве между Чаренцаванским станкостроительным заводом и ведущим российским предприятием в сфере танкостроения - Корпорацией «Уралвагонзавод», предусматривающий организацию в Армении центра по модернизации, обслуживанию и ремонту бронетанковой техники.
 
Согласно подписанным в августе 2010 г. новым документам о порядке функционирования 102-й РВБ, расширилась географическая сфера ее ответственности, включающая уже всю территорию Армении, продлевалась длительность ее нахождения, а также фиксировалось обязательно России по обеспечению вооруженных сил Армении современными видами ВВТ. В Армении склонны интерпретировать подписание этого документа как гарантии безопасности и военной помощи со стороны России в случае гипотетической войны с Азербайджаном. Формально двусторонние и многосторонние (в рамках ОДКБ) обязательства России в сфере безопасности и взаимной обороны распространяются только на Республику Армения, но не на территорию Нагорного Карабаха. Вместе с тем вполне вероятно, что в силу чрезвычайной милитаризации региона и радикальности позиций конфликтующих сторон гипотетические боевые действия не ограничатся лишь территорией Нагорного Карабаха, и могут перекинуться вдоль всего периметра границ между Арменией и Азербайджаном.
 
Армения также активно развивает в последние годы военно-политическое сотрудничество с США и другими странами НАТО. Кроме программ военного обмена и обучения, оно предусматривает и развитие потенциала миротворческих сил путем помощи западных партнеров в формировании 12-й миротворческой бригады ВС Армении.

Достаточно новым для Армении элементом безопасности в последние годы стало сотрудничество в военной сфере с Ираном. Отчасти это было ответом на укрепление ВТС Азербайджана с Израилем, а отчасти объяснялось заинтересованностью Тегерана в сохранении военного баланса и поддержании статус-кво в зоне карабахского конфликта. В 2009 г. министр обороны Армении посетил ИРИ с официальным визитом, и было объявлено, что Иран будет осуществлять тыловое снабжение армянской армии.

Нагорный Карабах

В силу непризнанности НКР невозможно определить сумму военного бюджета Нагорного Карабаха. Известное лишь, что кроме собственных бюджетных затрат НКР и трансфертов из Армении, военные расходы Нагорного Карабаха включают в себя также очень значительный объем финансовых средств из диаспоры и от крупных бизнесменов карабахского происхождения, проживающих за рубежом.

В Нагорном Карабахе за все последние годы также предпринимались меры по техническому перевооружению и повышению уровня боевой подготовки Армии обороны НКР. Официальных количественных данных о поставках ВВТ и боеприпасов в Нагорный Карабах за последние годы в открытой печати практически не появлялось, а экспертные оценки достаточно поверхностны. Однако следует предполагать, что они осуществляются в основном из России и стран бывшего СССР и не уступают по своим объемам трансфертам ВВТ в саму Армению.

Важным отличием военного строительства в Карабахе является особое внимание к работам по дальнейшему укреплению и оборудованию линии долговременных оборонительных сооружений, с учетом той важности, которое имеют эшелонированные фортификационные сооружения вдоль нынешней линии фронта для организации успешной обороны в случае возобновления боевых действий Азербайджаном.

С точки зрения недопущения возобновления боевых действий и на фоне эскалации региональной гонки вооружений для Нагорного Карабаха и в целом для армянских сторон важную роль приобретает также развитие потенциала военно-политического сдерживания. В случае инициирования новой войны Азербайджан весьма уязвим ввиду возможности ответного «удара возмездия» по ключевым энергетическим и промышленным объектам с использованием РСЗО крупного калибра, а также оперативно-тактических и тактических ракетных комплексов. На вооружении армянских сторон находятся крупнокалиберные РСЗО WM-80, а также оперативно-тактические ракетные комплексы 9К72 «Эльбрус» (или "Scud-B” по натовской классификации). В 2011 г. появилась информация о том, что на вооружении армянской армии появились новые крупнокалиберные 300-мм РСЗО «Смерч». Летом того же года СМИ сообщили о закупке Арменией 11 220-мм РСЗО «Ураган» в Молдове, а в параде по случаю 20-летия независимости 21 сентября впервые были продемонстрированы тактические ракетные комплексы 9К79-1 «Точка-У».

Примерный военный баланс в зоне карабахского конфликта по итогам 2011 г. по численности личного состава и основным видам ВВТ (на основе экспертных оценок)

Численность регулярных вооруженных сил

Азербайджан – 110 000
Армения – 47 000
Нагорный Карабах – 20 000

Танки
Азербайджан – 600
Армения – 150
Нагорный Карабах – 370

Боевые бронированные машины

Азербайджан – свыше 1100
Армения – 400
Нагорный Карабах – 450

Артиллерийские орудия и РСЗО калибра от 100-мм до 203-мм

Азербайджан – 700
Армения – 350
Нагорный Карабах – 300

Пусковые установки (ПУ) РСЗО калибра свыше 220-мм

Азербайджан – 20
Армения – 20
Нагорный Карабах – нет

Боевые самолеты

Азербайджан – 80
Армения – 16
Нагорный Карабах – нет

Ударные вертолеты

Азербайджан – 40
Армения – 15
Нагорный Карабах – 4

ЗРК С-300 (дивизионов)
Азербайджан – 2
Армения – 6-7
Нагорный Карабах – 1-2

Выводы

Как можно увидеть из приведенных выше данных, несмотря на масштабные закупки Азербайджаном различного типа ВВТ, развитию собственного ВПК и многомиллиардным затратам на военные цели за счет доходов, получаемых от продажи каспийских энергоресурсов, военно-технический баланс в зоне карабахского конфликта существенно не изменился. Ни по одному из указанных видов ВВТ (за исключением боевых самолетов и ударных вертолетов) у Азербайджана нет подавляющего преимущества. Двукратное преимущество Азербайджана в авиации в значительной мере компенсируется наличием достаточно мощной по масштабам региона и более многочисленной армянской ПВО, сопряженной с региональной системой ПВО СНГ. Кроме этого, непосредственную защиту воздушного пространства Армении существенно усиливает наличие на вооружении 102-й РВБ двух дивизионов ЗРК-300В в Гюмри и эскадрильи истребителей-перехватчиков МиГ-29 (18 самолетов), дислоцированных на аэродроме в Ереване и не приведенных в данной таблице.

Такого рода «военная арифметика» в зоне карабахского конфликта во многом объясняется тем, что одна из важнейших особенностей региональной гонки вооружений в зоне карабахского конфликта в том, что она является паритетной и асимметричной. Военный паритет поддерживается приобретением одной из сторон преимущественно т.н. «оружия противодействия» (например, в ответ на закупки Азербайджаном боевых самолетов, ударных вертолетов или бронетехники армянская сторона ставит на вооружение менее дорогостоящие системы ПВО или ПТУР) или же за счет льготных поставок вооружения страной-союзником или в рамках членства в военно-политическом блоке ОДКБ. В ходе нынешнего этапа милитаризации региона с одной стороны участвует использующий свои доходы от продажи энергоресурсов Азербайджан, а с другой – Армения и Нагорный Карабах, с молчаливого согласия США и ЕС получающие «компенсирующие» или «паритетные» трансферты вооружений от России или в рамках ОДКБ.
Тем самым, специфика гонки вооружений в зоне карабахского конфликта по итогам двух десятилетий так и не изменила качественный (а по некоторым параметрам также и количественный) военно-технический баланс между конфликтующими сторонами, тем самым лишь еще больше закрепления пусть даже хрупкий, но от этого не менее долговременный статус-кво.


[1] Например, по сведениям Регистра ООН по конвенциональным вооружениям, только в 2010 г. Азербайджаном было закуплено: в Боснии и Герцеговине - 10 128-мм РСЗО RAK-12, в Беларуси – 30 122-мм гаубиц Д-30 и 1 штурмовик Су-25 (за 2009-2010 – 6 Су-25), в Украине – 71 БТР-70 (общая партия включала 100 БТР), 7 122-мм САУ 2С1 (за 2008-2010 гг. было поставлено 54 САУ 2С1 и 16 152-мм САУ 2С3), 1 ударный вертолет Ми-24Р (партия из 12 Ми-24В/Р, модернизированных на Украине с помощью южноафриканских специалистов до уровня Ми-24G), 400 ПТУР R-2 и 35 колесных БТР Cobra – в Турции. См. подробнее: http://unhq-appspub-01.un.org/UNODA/UN_REGISTER.nsf. Кроме этого, по данным СИПРИ, в 2010 г. завершились поставки в Азербайджан партии из 70 БТР-80А и 100 ПТРК 9М133 «Корнет» из России. Начались переговоры о поставках из России двух дивизионов ЗРК С-300ПМУ-2 «Фаворит», 24 ударных вертолетов Ми-35 и 60 многоцелевых вертолетов Ми-8МТ/17. В Израиле в 2010 г. было закуплено (или завершились поставки): 5 155-мм САУ ATMOS-2000, 5 120-мм самоходных миномета CARDOM, 100 ПТРК Spyke-MR/LR, 10 бронеавтомобилей Sufa и 10 БПЛО Aerostar. См. подробнее: http://armstrade.sipri.org/armstrade/page/trade_register.php.

[2] Министр обороны Турции Вечди Конуль: «Сумма оказанной Азербайджану военной помощи превысила 200 миллионов долларов США», ИА АПА, www.apa.az, 15.05.2010.

[3] Программа предусматривает оснащение азербайджанских танков новой системой управления огнем, приборов наблюдения и систем, повышающих живучесть боевых машин. Предполагается, что будет модернизировано до 180 танков Т-72 азербайджанской армии. См. подробнее: Elbit Systems модернизирует танки Т-72 в Азербайджане, http://www.army-guide.com/rus/article/article.php?forumID=1784, 22.10.2010.

[4] См. подробнее: Сергей Минасян, Урановый катализатор для Кавказа, http://www.iran.ru/rus/news_iran.php?act=news_by_id&_n=1&news_id=80054, 24.04.2012.

[5] По расчетам экспертов, рыночная цена поставленных Россией Азербайджану в 2011 г. двух дивизионов ЗРК С-300ПМУ-2 «Фаворит» (являющихся усовершенствованной модификацией поставленных Армении комплексов С-300 ПС), составила примерно 400 млн. долларов, т.е. вполне соизмерима с годовым официальным военным бюджетом Армении.

Сергей Минасян, эксперт-аналитик
,
Специально для Iran.ru
http://http://www.iran.ru/rus/news_iran.php?act=news_by_id&_n=1&news_id=80328
Просмотров: 570 | Добавил: voskepar | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Календарь
«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2017