Четверг, 14.12.2017, 09:06

 
   

Главная |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
Обзор прессы [102]
Аналитика и Геополи́тика [52]
Армия [18]
Внешняя политика [7]
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Архив записей
Статистика
Форма входа
Главная » 2012 » Январь » 26 » ИРАН И РАЗВИТИЯ В СИРИИ
01:48
ИРАН И РАЗВИТИЯ В СИРИИ

Сегодня Иран ощущает на себе одно из самых нежелательных последствий «арабской весны»: начавшееся еще весной прошлого года в Сирии антиправительственное движение постепенно уподобляется гражданской войне, а позиции Б.Асада ослабевают. Смена власти в Сирии и свержение Б.Асада может стать серьезным ударом для Ирана, поскольку сегодня Сирия – единственный региональный союзник исламской республики.

Значение Сирии для Ирана

Как ни странно, Сирия, большинство населения которой составляют мусульмане-сунниты, а у власти находится социалистическая и светская партия «Баас», чья иракская партия-«побратим» во главе с С.Хуссейном в свое время была основным региональным противником Ирана, сегодня является единственным региональным союзным государством Ирана на Ближнем Востоке. Хотя и в последние годы «Хезболла» стала основной и самой влиятельной политической силой Ливана, это государство продолжает проводить отчасти антииранскую политику, время от времени голосуя в Генеральной ассамблее ООН в пользу антииранских резолюций.

Значимость Сирии для Ирана обусловлена рядом важных обстоятельств:

  1. В течение последних 25 лет Сирия обеспечила укрепление в Ливане позиций проиранской «Хезболлы», стала мостом между Ираном и этой организацией.
  2. Сирия и Иран активно противодействуют укреплению позиций Саудовской Аравии в регионе, усилению Эр-Рияда.
  3. Сирия и Ливан – те основные государства, территории которых могут быть непосредственно использованы Ираном для нанесения ударов по Израилю, если тот решит атаковать ядерные объекты Ирана.
  4. С учетом ситуацию в Ираке и проблем, возникшие у Анкары с появлением Иракского Курдистана, Сирия – основной арабский соседом Турции, установление контроля над которым может обеспечить Анкаре и «экспортируемому» ею «умеренному исламу» проникновение на весь арабский Ближний Восток, ограничивая здесь рост иранского влияния, к чему Тегеран стремится последние 30 лет.
  5. Сирия является главным «офисом» спецслужб на Ближнем Востоке, посредством которого Тегеран организует свое сотрудничество с «Хамас», импортирует оружие в Палестину, до египетской революции именно в Сирии Иран организовывал переговоры с самой активной антимубаракской силой – «Братьями-мусульманами».

Учитывая все эти обстоятельства, можем отметить, что свержение нынешних властей Сирии, означающие, как показывают события в Египте и Ливии, также свержение государственного строя и утверждение хаоса на территории страны, могут иметь для региональной политики Ирана губительные последствия. В этом смысле сохранение собственных позиций в Сирии и, при возможности, власти Б.Асада, является для Ирана региональным приоритетом.

Следует подчеркнуть, что если Ирану удастся сохранить власть Б.Асада, то для Тегерана откроются новые возможности. Дело в том, что нынешние процессы в Сирии обострили отношения Дамаска с региональными противниками Ирана. Речь прежде всего идет о Саудовской Аравии, но не только. Для Тегерана, быть может, самым важным является тот фактор, что Турция превратилась в основное государство, критикующее Сирию, и начала активно работать против Дамаска. Этот факт, в свою очередь, ставит крест на зафиксированные в последние годы в турецко-сирийских отношениях положительные сдвиги, перекрывает приток турецкого капитала в Сирию и перспективы превращения Анкары в основного регионального партнера Дамаска. Если Б.Асаду удастся сохранить власть, то Сирия, учитывая блокаду большей части арабского мира и политическую, а возможно и экономическую блокаду со стороны Турции, хочет она этого или нет, начнет получать основную поддержку из Ирана, попытается восстановить сформированный с ним в свое время военно-политический альянс, который после свержения режима С.Хуссейна и начавшихся после 2003г. в американо-сирийских отношениях положительных перемен довольно ослабел.

Таким образом, для Ирана создается хорошая возможность укрепить антисуннитский «полумесяц» Иран-Ирак-Сирия, вбивающий клин во все еще в основном проамериканский арабский мир и перекрывающий вход Турции и ее «умеренного ислама» на Ближний Восток.

В этом контексте Тегеран активизировал свою политику в регионе. Осенью Иран сделал важное назначение в своем внешнеполитическом ведомстве: 20 октября 2011г. верительные грамоты президенту Сирии вручил новый посол Ирана Мохамад Шейбани.

Следует отметить, что до начала своей миссии в Сирии М.Шейбани был первым заместителем министра иностранных дел Ирана и ради отбытия в Дамаск оставил свою высокую должность. До вступления в должность в Дамаске М.Шейбани встретился в духовным лидером Ирана А.Хаменеи и президентом М.Ахмадинежадом, от которых, по всей вероятности, получил основные указания относительно работы в Сирии. М.Шейбани – не обычный дипломат, он высокий профессионал, в свое время активно сотрудничавший с Корпусом стражей исламской революции, а в МИД Ирана руководил отношениями с Ливаном и «Хезболлой». Его назначение на эту должность может косвенно свидетельствовать о том, что Тегеран решил непосредственно использовать силы Корпуса стражей и «Хезболлы» для сохранения власти Б.Асада. С другой стороны, Тегеран активно пытается помочь Сирии избежать региональной блокады: уже очевидно, что ни Ливан, ни Ирак не будут принимать санкций Лиги арабских государств против Сирии, а их границы с Сирией останутся открытыми. Об этом свидетельствуют два важных заявления:

  1. 20 ноября лидер «Хезболлы» Х.Насралла заявил, что Ливан останется другом Сирии и не будет участвовать в блокаде соседнего государства. Учитывая доминирующие позиции «Хезболлы» в ливанском парламенте и правительственной коалиции, заявление Х.Насраллы нужно считать государственной позицией. Отметим также, что лидер «Хезболлы» в своем заявлении предупредил, что любое военное вмешательство в сирийские дела «взорвет» регион, подтвердив прогнозы о том, что «Хезболла» и Иран могут непосредственно вмешаться в возможные военные действия.
  2. 4 декабря премьер-министр Ирака Н.Аль-Малики в интервью государственному телевидению заявил, что его государство не поддерживает ни одной санкции против Сирии и не собирается присоединяться к какой-либо антисирийской коалиции. В то же время Малики отметил, что готов вступить в переговоры с сирийской оппозицией, чтобы создать мост между частью общества и властями, тем самым поощряя проведение «соответствующих национальным интересам» реформ.

Следует также подчеркнуть, что политику диалога с сирийской оппозицией проводил также Иран. Но, в отличие от Ирака, Иран уже пошел на конкретные шаги в этом направлении. 14 ноября новоназначенный посол Ирана в Сирии М.Шейбани провел официальные переговоры с лидером сирийской демократической оппозиции Хайтамом Манна, в ходе которых обсуждались возможности начала активного диалога с оппозицией и властью. Точка зрения демократической оппозиции о переговорах и диалоге изменилась. Лидер оппозиционного национального совета Сирии Б.Галюн сегодня выступает с требованием не отстранить Б.Асада, а «создать в Сирии новое, демократическое и гражданское общество». Нужно отметить, что демократическая оппозиция не является единоличным руководителем развернутого в стране антиправительственного движения: сегодня это движение трансформируется в исламистское, тяготеющее к Турции и Саудовской Аравии.

Однако возможный диалог между властью и умеренной демократической оппозицией сегодня крайне важен. Если Б.Асаду удастся вывести из общего антиправительственного движения умеренную и демократическую оппозицию, то политическая борьба в Сирии кристаллизуется: на одной стороне будут государство и силы, требующие реформ, на другой – борцы за создание в Сирии исламского государства. Предложение такой альтернативы сирийскому обществу может изменить его позицию в вопросе происходящих в стране процессов.

Для оппозиции, борющейся за светскую и демократическую Сирию, сегодня диалог с властью необходим как воздух. Похоже, эта оппозиция, хорошо осознает, что в случае свержения нынешнего режима ее шансы прийти к власти минимальны: у руля власти, по всей вероятности и простой логике, окажутся те, кто стреляет в армию и взрывает здания полиции. Они не собираются свергать нынешний режим и передать формирование новой власти борцам за идеи парламентаризма и светскую демократию. Прошедшие в Египте и Тунисе выборы, в свою очередь, показали, что в постреволюционных демократических выборах побеждают не демократы, а умеренные и не очень исламисты.

Осознавая все эти обстоятельства, Иран пытается поощрять диалог между властью и демократической оппозицией, понимая, что у них есть большой потенциал сотрудничества.

Как бы то ни было, следует отметить, что сегодня у Ирана в Сирии нет какой-либо альтернативы Б.Асаду: Тегеран пытается и будет пытаться сохранить у руля Сирии нынешнюю администрацию любой ценой, будь то применение военной силы или поощрение диалога. А если Тегерану, тем не менее, не удастся сделать этого, то Иран окажется в крайне сложном региональном положении.

Севак Саруханян

Замдиректора НОФ «Нораванк», руководитель Центра политических исследований

http://noravank.am/rus/articles/detail.php?ELEMENT_ID=6256

Просмотров: 370 | Добавил: voskepar | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Календарь
«  Январь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2017