Суббота, 25.11.2017, 12:42

 
   

Главная |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
Обзор прессы [102]
Аналитика и Геополи́тика [52]
Армия [18]
Внешняя политика [7]
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Архив записей
Статистика
Форма входа
Главная » 2012 » Октябрь » 20 » К ОЦЕНКЕ ВОЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
23:16
К ОЦЕНКЕ ВОЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Военные расходы АР

Данные о военных расходах (ВР) Азербайджанской Республики (АР) не отражены в государственном бюджете или других официальных публикациях. На сайте Министерства обороны АР нет какой-либо информации об оборонном бюджете страны. Та же самая картина на сайтах и в публикациях Министерства национальной безопасности, Министерства оборонной промышленности, парламента и президента АР. В рамках государственного бюджета АР единственным официальным источником информации об объемах ВР является Министерство финансов республики. На август 2012г. на сайте и в публикациях этого министерства данные о ВР приводятся только для 2000 и 2005-2009гг., и только единой бюджетной строкой «Оборонные, судебно-правовые ведомства и безопасность» в млн. манатах (см. Таблицу 1, defence, justice and security institutions). Эти шесть цифр, конечно же, никоим образом не отражают истинную картину ВР АР. Тем не менее именно они и являются единственными доступными для внешнего мира официальными данными, где упоминаются оборонные (военные) расходы АР.


Со дня своего членства в ООН (2 марта 1992г.) Азербайджан не представлял в Офис по делам разоружения ООН (ОДР ООН, UN ODA) никаких официальных отчетов о своих ВР. Напомним, что предоставление таких отчетов осуществляется добровольно и свидетельствует об открытости, демократичности и миролюбивости данной страны. Со дня основания этого механизма две трети стран-членов ООН хотя бы по одному разу представили в ОДР ООН официальные отчеты о своих ВР [1, с. 22]. Свой первый официальный отчет Армения представила в 1997г. и, начиная с 2003г., регулярно продолжает это делать. По состоянию на август 2012г. Азербайджан ни разу не представлял в ОДР ООН официальные отчеты о своих ВР.

К сожалению, авторитетные международные организации и иные структуры, занимающиеся этим вопросом, никак не комментируют и не осуждают эту, из ряда вон выходящую, ситуацию, которая сложилась в плане открытой, официальной информации о ВР АР. Напомним, что в настоящее время механизм отчетов ОДР ООН и положения Договора об обычном вооружении в Европе (ДОВЕ, Conventional Armed Forces in Europe Treaty, CFET) являются теми важнейшими – увы, немногочисленными – средствами сдерживания, которые обеспечивают стабильность нашего региона и тормозят скольжение к противостоянию и войне. Между тем Азербайджан не только невозмутимо игнорирует механизм ОДР ООН, но и безнаказанно нарушает основные требования ДОВЕ со дня подписания этого договора (см. далее). Ситуация усугубляется тем, что достоверные оценки ВР Азербайджана отсутствуют даже в открытых источниках и публикациях самых авторитетных международных организаций, занимающихся вопросами ВР стран мира.

Пожалуй, самым известным и наиболее часто цитируемым источником такого рода является Стокгольмский институт исследования проблем мира (СИИПМ, SIPRI). Однако анализ библиотеки данных СИИПМ2 показывает, что приведенные для 1992-2000гг. оценки ВР АР значительно уступают аналогичным оценкам, других, не менее авторитетных, источников. Так, согласно отчету «Военные расходы мира и передача оружия» Бюро контроля над вооружениями Госдепартамента (БКВ ГД) США за 2000г. (WMEAT 2000), ВР АР в 1999г. составили около $927 млн. в долларах 1999г. (или $1.21 млрд. пост. дол. США 2010г.). Между тем СИИПМ оценивает их всего в $257 млн. пост.дол. США 2010г. [4], т.е. почти в пять раз меньше. Для 1995г. оценка БКВ ГД составляет около $600 млн. в долларах 1999г. ($781 млн. пост.дол. США 2010г.) [2]. Однако СИИПМ приводит оценку в $171 млн. пост.дол. США 2010г., т.е. в 4.6 раза меньшую. Та же картина вскрывается при анализе данных Международного института стратегических исследований «Military Balance» [3]. Эта неутешительная картина лишь усугубилась под лавиной «нефтедолларов» от этапа «основной нефти» освоения месторождения АЧГ (Азери-Чираг-Гюнешли, 2005-06гг.). Она сохраняется и по сей день.

Так, в 2011г. СИИПМ оценил ВР АР в 2.45 млрд. манатов (около $2.8 млрд. пост.дол. США 2010г.) [4]. Однако, согласно другим авторитетным источникам [5, 6], в этом году ВР АР были как минимум на 40-50% больше и превышали порог в $4 млрд. млрд. пост.дол. США 2010г. Эту же оценку косвенно подтверждают некоторые азербайджанские СМИ3. Имеются все основания предположить, что оценки СИИПМ для ВР Азербайджана за период 2006-2012гг. значительно занижали реальные объемы ВР АР, в частности из-за того, что не учитывали бюджет и расходы Министерства оборонной промышленности АР и иные расходы военного характера.

Следует заметить, что Министерство оборонной промышленности АР было основано в декабре 2005г., в канун старта этапа «основной нефти» АЧГ. Это совпадение нельзя считать случайным. Оно указывает на наличие многоэтапной, многокомпонентной комплексной государственной программы милитаризации АР. Одним из компонентов этой программы и является создание военно-промышленного комплекса, подпитываемого ресурсами этапа «основной нефти» АЧГ [13], для чего и было создано вышеупомянутое министерство. Другим компонентом программы является закупка вооружения наступательного характера (см. далее). Наконец, третий, информационно-психологический, компонент призван подготовить азербайджанское общество к реваншу и войне. Для этого проводится массовая индоктринация населения АР, создается образа врага, пропагандируется армянофобия. Ярким примером военизированного психоза, сформировавшегося вследствие реализации этого компонента государственной комплексной программы по милитаризации АР, является прощение и героизация «убийцы топором» президентом И.Алевым накануне президентских выборов.

Для полноты картины отметим, что за последние 20 лет широко известные ежегодники «World Factbook» ЦРУ США проводили оценку объемов ВР АР всего только пять раз [7]. Последняя из них датируется 1999г., когда объем ВР оценивается в $121 млн. в текущих дол. США. Эта оценка существенно (почти в восемь раз) уступает оценке справочника Госдепартамента США WMEAT 2000 для Азербайджана за этот год ($927 млн. в текущих дол. США) [2]. После чего, из-за отсутствия достоверных данных, ЦРУ больше не проводит оценок объемов ВР Азербайджана. Еще хуже положение для оценок объемов ВР, выраженных в качестве % от ВВП. За последние 20 лет для Азербайджана проведены лишь две такие оценки [7]. В 1995г. – 10% от ВВП, что, кстати, в четыре раза больше соответствующей оценки СИИПМ (2.7%, 1995г.) [4]. Вторая и последняя оценка была дана в 1999г. Разумеется, и в этом случае ЦРУ перестал приводить оценки ВР как % от ВВП Азербайджана.

В заключение заметим, что, согласно СИИПМ, за 1992-2011гг. суммарный объем ВР Азербайджана составил около 11.7 млрд. пост.дол. США 2010г. [4]. Однако имеются веские основания полагать, что реальный суммарный объем ВР Азербайджана, по всей вероятности, превышает эту оценку минимум на 40-50%. Верхний предел суммарного объема ВР АР за 1992-2011гг. следует оценивать в 28.5 млрд. пост.дол. США 2010г. На Рисунке 1 приводятся оценки СИИПМ о ежегодных ВР Азербайджана (в млрд. постоянных долларов США 2010г.). Основываясь на анализе доступной отрытой информации, здесь же, в тех же единицах и за тот же период времени приводятся уточненные значения ежегодных объемов ВР Азербайджана.

Число граждан мужского пола АР, достигших призывного возраста

Помимо оценок ВР, справочники ЦРУ США приводят примечательные данные о ежегодной численности населения мужского пола АР, достигающего призывного возраста (18 лет). Так, в 2009г. этот показатель составил 85.3 тыс., а в 2011г. – всего 77 тысяч человек. Т.е. столько, сколько по оценке ЦРУ составляла численность мужского населения АР, достигшего призывного возраста в 2001г. На Рисунке 2 обобщаются данные всех справочников ЦРУ для 1993-2011гг.4

Резкое сокращение (примерно на 10 тысяч человек) численности населения мужского пола призывного возраста в 2011г. по сравнению с аналогичным показателем за 2009г. обусловлено тем, что не оправдались ожидания международных и прочих организаций, занимающихся демографической статистикой, связанные со второй национальной переписью населения АР 2009г. Ожидалось, что публикация официальных данных этой переписи (публикация планировалась в 2011г.) исправит ужасающее положение, существующее в демографической статистике5.

Однако частичная публикация официальных результатов переписи населения (конец 2011г.) оказалась глубоко обескураживающей. Она не привела ни к коррекции данных о ежегодном темпе роста населения и его возрастно-половому составу, ни к сколько-нибудь значительному улучшению ситуации с демографической статистикой в АР в целом. Начиная с конца 2010г. ЦРУ приступило к собственным шагам по оздоровлению ситуации с демографическими статистическими данными по Азербайджану, корректируя, например, ежегодную численность мужского населения АР, достигшего призывного возраста.

Закупки тяжелого вооружения АР

Данные о динамике ВР АР свидетельствуют, что по сравнению с 1995г. в 2011г. они возросли, по меньшей мере, в 16 раз [4]. Особенно красноречива информация о закупках тяжелого вооружения Азербайджаном. Так, по части основных боевых танков (ОБТ) закупки производились в два четко обозначенных этапа. На первом этапе, в 1994-1995гг., у Украины было закуплено 150 единиц ОБТ типа Т-55. На втором этапе Азербайджану были поставлены 45 единиц ОБТ типа Т-72М1 из Украины (2004-2006гг.), 60 единиц ОБТ того же типа – из Беларуси (2004-2006гг.) и 62 единицы ОБТ типа Т-72 из РФ (2006-2007гг.) [3, 4, 9-11].

Поставки артиллерии основных калибров производились в 2002-10гг. и опять же в два этапа: в 2002г. были поставлены 72 пушки типа T-12 калибра100мм – из Украины, 36 пушек типа M-46 калибра 130мм из Болгарии. На втором этапе (2006-07гг.) были поставлены 85 гаубиц типа M-43 калибра 120мм из Украины, в 2006-10гг. 55 гаубиц типа D-30 калибра 122мм из Украины и 30 гаубиц того же типа – из Беларуси.

Поставки самоходной артиллерии большого калибра производились исключительно после старта этапа «основной нефти» АЧГ, в 2008-10гг. За этот период времени были закуплены три артиллерийские установки 2S7 «Пион» калибра 203мм6 у Украины7 (2008г.), еще 12 систем того же типа у Беларуси (2008-2009гг.). У Украины было закуплено и поставлено 16 артиллерийских установок 2S3 «Акация» калибра 152мм (2008-2010гг.) и 54 артиллерийские установки 2S1 «Гвоздика» калибра 122мм (2007-2010гг.). У Израиля было закуплено и поставлено пять артиллерийских установок «АTMOS-2000» калибра 155мм (2010г.). Кроме того, Украина поставила Азербайджану 12 тяжелых реактивных систем залпового огня BM-9A52 «Смерч»8, а также другие реактивные системы залпового огня из Турция и Израиля [3, 4, 9-11].

Наконец, исключительно после старта этапа «основной нефти» АЧГ (2008-12гг.) Азербайджану было поставлено 12 атакующих военных вертолетов Ми-24 (Hind-E) – из Украины и 24 – из РФ9, 15 боевых самолетов Миг-29 (Fulcrum-A) – из Украины и более 24 боевых самолетов Су-25 (Frogfoot-A) – из Грузии10 и Беларуси [3, 4, 9-11].

Все виды вышеперечисленного тяжелого вооружения имеют в первую очередь наступательное значение, а объемы их закупок и поставок составляют более 80% всего объема закупок вооружения АР за 1992-2012гг.

Как известно, с 1999г. в рамках ДОВЕ для Азербайджана (и Армении) действуют обязательные пороговые значения по численности основному вооружению (TLE, Ceiling). Например, по части ОБТ, допустимый порог для Азербайджана (и Армении) составляет 220 единиц ОБТ. Между тем, согласно ряду авторитетных источников [9, 12, 14], в Азербайджане сегодня насчитывается 381 единиц ОБТ (TLE, Holdings), т.е. на 61 единиц больше допустимого порога11. В действительности же по части ОБТ Азербайджан превышает порог ДОВЕ по ОБТ с самого дня подписания этого основополагающего документа (1999г.). Заметим, что начиная с 2006г. пороговый показатель ОБТ превышают уже только закупленные АР новые танки (см. Рис. 3) [4]. Аналогична ситуация и по части основной крупнокалиберной артиллерии. Порог ДОВЕ по этому показателю (285 единиц) превышен почти вдвое и составляет от 425 [9, 12] до 516 единиц [14].

Заметим, что со дня подписания ДОВЕ Азербайджан не представлял в отдел «Учет вооружения» ОДР ООН официальных данных об основном вооружении, подконтрольном рамкам ДОВЕ [11]. По состоянию на август 2012г. в ОДР ООН были представлены только отчеты АР за 1995, 1996 и 1997гг.12 В отдел «Тяжелых вооружений» ОДР ООН Азербайджан не представил отчет за 2007г. [10]. Тогда как, согласно ряду данных [4, 9], в том году Азербайджану были поставлены 55 пушек типа D-30 калибра 122мм из Украины, 62 ОБТ типа Т-72 – из РФ и другое тяжелое вооружение, подконтрольное ДОВЕ. И, как было отмечено ранее, со дня своего членства в ООН (1992г) Азербайджан ни разу не представлял в ОДР ООН национального отчета о своих военных расходах.

Парадоксально, но при всем при этом 24 октября 2011г. Азербайджанская Республика 155-ю голосами «за»» была избрана непостоянным членом Совета Безопасности ООН.

Выводы

Относительно военных расходов Азербайджанской Республики на протяжении десятилетий сложилась из ряда вон выходящая ситуация, когда, по сути, достоверных оценок о них нет как в официальных, так и в иных источниках. Скудные доступные данные свидетельствуют о наличии комплексной, многокомпонентной программы милитаризации, осуществляемой властями АР.

Количественно-качественные показатели закупок вооружения Азербайджанской Республикой показывают, что эта страна последовательно увеличивает свои военные и, в первую очередь, наступательные возможности. Иными словами, Азербайджан готовится к войне.

Все это происходит с грубыми нарушениями положений договоров фундаментальной международной важности, на фоне безразличного отношения международного сообщества в целом.

1 Приведение к постоянным дол. США 2010г. проведено по среднегодовому курсу ЦБ АР данного года и на основе индекса потребительских цен (CPI) Бюро по Труду США. Такой подход принят в оценках ВР стран такими авторитетными организациями, как SIPRI, IISS и др.

2 http://milexdata.sipri.org/.

3 http://www.trend.az/print/1765123.html.

4При подготовке материала оценки ЦРУ на 2012г. отсутствовали.

5 Подробнее о вопиющией фальсификации демографических статистических данных властями АР см. [8].

6 Эти системы советского производства способны стрелять как обычными снарядами, так и спецснарядами с химической, бактериологической или ядерной боевой частью.

7 По другим данным – 6.

8 По другим данным – 18.

9 В 2011г. из общих 24 было поставлено четыре.

10Шесть систем – в 2002г.

11Согласно нашим подсчетам, в Азербайджане насчитывается 438 единиц ОБТ (см. Рис. 3). Оценка в 381 единиц ОБТ для Азербайджана приводится в Военном статистическом справочнике Великобритании 2010г. и в Докладе Армения на 67-ой Генеральной Ассамблеи ООН (09.07.2012) [14].

12 В этих отчетах говорится о 270 единицах ОБТ и 301 единице артиллерии основных каллибров.

Источники и литература

  1. UNODA Occasional Papers. PROMOTING FURTHER OPENNESS AND TRANSPARENCY IN MILITARY MATTERS. An assessment of the United Nations standardized instrument for reporting military expenditures. No. 20, November 2010.
  2. WMEAT 2000. World Military Expenditures and Arms Transfers 1999-2000. US Department of State. Bureau of Verification and Compliance. Washington, DC. June, 2002.
  3. The International Institute for Strategies Studies. Military Balance, 1995-2011.
  4. SIPRI Yearbooks, 1994-2011.
  5. http://www.ng.ru/cis/2011-02-22/1_neoglobalizm.html.
  6. http://www.eurasianet.org/print/62223.
  7. US CIA. World FactBooks. 1992 - 2011.
  8. Մարջանյան Ա., Ադրբեջանական Հանրապետություն. «վիրտուալ» ժողովրդագրության առանձնահատկությունները, Երևան, «Նորավանք» ԳԿՀ, 2012թ. (Марджанян А., Республика Азербайджан: особенности «виртуальной» демографии. – Ереван, НОФ «Нораванк», 2012, на арм. яз.), http://noravank.am/upload/pdf/Ara Marjanyan book.pdf.
  9. JANES, Defence & Security Intelligence & Analysis Sentinel Security Assessment - Russia and the CIS. Section: Procurement - Azerbaijan, July 25, 2012.
  10. UN Register of Conventional Arms: Heavy Weapons. August 2012.
  11. UN Register of http://voskepar.ucoz.ru/news/0-0-0-0-1Conventional Arms: National Holdings. August 2012.
  12. UK DEFENCE STATISTICS. Declared Tanks, Armoured Combat Vehicles, Artillery, Attack Helicopters and Combat Aircraft Holdings and Ceilings by country within the scope of the Conventional Armed Forces in Europe Treaty. Directorate for Counter-Proliferation and Arms Control. 2010.
  13. Մարջանյան Ա., Ադրբեջանի նավթային ոլորտը: «Նորավանք» ԳԿՀ, Գլոբուս, թիվ 5 (26), 2012 (Марджанян А., Нефтяная отрасль Азербайджана, НОФ «Нораванк», «Глобус», №5(26), 2012, на арм. яз.).
  14. Контроль над обычными вооружениями на региональном и субрегиональном уровнях. Шестьдесят седьмая сессия ГА ООН, Пункт 95(v) первоначального перечня A/67/50. Всеобщее и полное разоружение. Доклад Генерального секретаря. 9 июля 2012г.
Ара Марджанян
Старший эксперт НОФ «Нораванк», национальный эксперт по энергетике ПР ООН в Армении, к.т.н., с.н.с т
.


«Глобус» аналитический журнал, номер 10, 2012

http://www.noravank.am/rus/articles/detail.php?ELEMENT_ID=6679
Просмотров: 458 | Добавил: voskepar | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Календарь
«  Октябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2017