Среда, 13.12.2017, 04:47

 
   

Главная |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
Обзор прессы [102]
Аналитика и Геополи́тика [52]
Армия [18]
Внешняя политика [7]
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Архив записей
Статистика
Форма входа
Главная » 2014 » Май » 21 » США хочет иметь свои войска на армяно-азербайджанской границе
20:33
США хочет иметь свои войска на армяно-азербайджанской границе

То, что США хотят активизировать  процесс урегулирования карабахской  проблемы, стало очевидным непосредственно после  референдума в Крыме, хотя элементы стали наблюдаться в конце прошлого года, параллельно с обострением ситуации на Украине. В последние  же дни все это стало более зримым. Американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Джеймс Уорлик подтвердил все наши предположения по этому вопросу.

Ухудшенный вариант  «Мадридских принципов»

Состоящие из 6-и пунктов принципы, представленные Уорликом, по сути являются почти точным повторением «Мадридских принципов», хотя имеются определенные существенные различия. Так, он предлагает вернуть освобожденные территории под юрисдикцию Азербайджана. Причем, речь здесь идет не о 5 районах (без Кельбаджара и Лачина), но и о том, чтобы отдать Азербайджану Кельбаджар и часть Лачина. Это следует из слов американского сопредседателя: «Необходимо оставить коридор, который соединял бы Армению с Нагорным Карабахом. Он должен быть достаточно широким, чтобы обеспечить безопасный проход, но не может охватывать весь Лачинский район».  Затем Уорлик предусматривает для Карабаха и других территорий  какой-то непонятный промежуточный статус, возвращение  беженцев, и только после этого - «референдум по вопросу итогового правового статуса». Нет, это уже и не «Мадридские принципы», так как предлагается более неопределенный и худший для армянской стороны вариант.
А американский посол в Армении Джон Хефферн утверждает, что это не личный подход Уорлика, а официальное мнение США: «Сопредседатель хотел представить политику США....», что подтвердила на днях представитель госдепартамента США Джен Псаки.
Нетрудно догадаться- почему США пытаются переделать «Мадридские принципы» в пользу Азербайджана: в свое время договоренности по «Мадридским принципам» провалились именно по вине Азербайджана. В последние месяцы США скрытыми методами пытались добиться согласия Баку. Это окончилось требованием Азербайджана отставки Уорлика и после этого, когда американская политика сразу подчеркнуто переменилась в пользу Баку, остается предположить, что в Вашингтоне считают, что таким образом смогут получить согласие Азербайджана. Или же, что вероятнее всего, уже получили, так как Уорлик переместил это предложение в публичную плоскость. Азербайджан же, понимая, что произойдет в вопросе Карабаха после вхождения Армении в Таможенный союз, тем не менее захочет воспользоваться этим последним шансом, чтобы хоть что-нибудь вернуть себе. На днях министр ИД Азербайджана Мамедъяров заявил, что предложения Уорлика - это согласованные еще в 2009-ом принципы, что опять же свидетельствует о том, что определенные договоренности у Баку и Вашингтона тем не менее есть.
Но теперь о самом важном - почему это США стали так рьяно заниматься вопросом Карабаха? И раньше можно было предположить, что цель- параллельно с Карабахом каким-то образом дать решение теме армяно-турецкого примирения, открыть границы, создать что-то наподобие системы вокруг оси Турция-Армения-Азербайджан и таким  образом  отрезать русским сухопутное сообщение с Ираном и Сирией. И вот шестой, пожалуй, самый основной пункт предложенной Уорликом программы показывает,что именно эти планы США и пытаются претворить в жизнь. Этот злополучный шестой пункт гласит: «Мирное соглашение должно включать международные гарантии безопасности, включая миротворческую деятельность, к которой должно быть доверие у всех сторон». Очевидно, что Соединенным Штатам Америки обязательно нужно разместить в регионе миротворцев, и не нужно  быть ясновидящим, чтоб понять, что США в этой роли в первую очередь видят себя. Причем, если в международный контингент будут включены  русские, это ничего не изменит - и без того в регионе - в Армении имеется российское военное присутствие, а  американского присутствия - нет, и это - блестящая возможность для Вашингтона под предлогом Карабаха разместить в южнокавказском регионе свои войска, что станет как минимум серьезным противовесом российским вооруженным силам, а в дальнейшем можно будет подумать об устранении русских из региона.  
А вот в каком положении оказываются те регионы, в которые входят американские «миротворцы», - это другой, но, пожалуй, не менее серьезный вопрос.

Цель - военное присутствие США

Одним словом, размещение американских войск в южнокавказском регионе и есть весь смысл этих « весьма гуманных» вашингтонских планов по поспешному заключению мира в Карабахе, примирению армян и турок. Причем это становится первостепенной задачей, поскольку украинские события показали, что схема по включению Грузии в НАТО и вхождению таким способом американских войск в регион может дать совершенно иной результат. Ну а проскользнуть в регион, используя маску миротворцев, пожалуй, самый безопасный способ. Тем более, что Азербайджан уже успел высказаться за это.
Другой вопрос- почему Армения должна соглашаться с этими новыми планами Уорлика, точнее- Вашингтона, учитывая их проазербайджанский уклон?
Разумеется, США попытаются «убедить» Армению. Но в этом случае Вашингтон столкнется с существенной  проблемой - формально Уорлик всего лишь представляет свои подходы, которые не могут считаться официальной позицией Минской группы ОБСЕ. Нетрудно догадаться, что в Минской группе это предложение вызовет серьезные внутренние конфликты.
Следующее.  На предложения Уорлика оперативным образом отреагировал МИД НКР, заявляя, что позиция Карабаха остается неизменной: «О возврате в прошлое не может быть и речи... Независимость и безопасность НКР являются исключительными ценностями, не подлежащими какому-либо торгу». И так как названные Уорликом и послом США в Армении Хефферном шесть с половиной районов по Конституции являются частью НКР, то понятно, что заявление МИД-а НКР относится и к ним и таким образом дается отрицательный ответ на это американское предложение. Вашингтон только одним способом может «убедить» Ереван и Степанакерт - своими или азербайджанскими силами начать в Карабахе войну.  Но после провала американских планов на юго-востоке Украины какие могут быть гарантии, что Баку удастся военным способом осуществить американскую политику? Тем более что при условии их нападения западной  пропагандистской машине никак не удастся «оправдать» Азербайджан, если последний вообще сможет пройти первую линию укреплений защиты Карабаха. Уже не говорим о том, что в подобной ситуации, несомненно, при необходимости станут действовать также механизмы ОБСЕ и с точки зрения международных норм- свободнее и полномасштабнее, чем на Украине. В любом случае очевидно, что в рамках последнего московского визита президента РА Сержа Саркисяна во время его встречи с президентом РФ Владимиром Путиным, кроме вопроса о членстве Армении в Таможенном союзе, в центре внимания оказались также эти развития относительно карабахского вопроса.
Таким образом, хотя в Вашингтоне и есть большое желание и политическая инициатива с помощью Карабаха придать южнокавказскому региону антироссийский характер, однако конкретные способы и пути  для осуществления этого не прослеживаются. А существующие небольшие и в основном политические возможности станут еще уже, как только Армения войдет в Таможенный союз. Словом, хотя США и пытаются последовательно создавать шоу вокруг Карабаха, однако серьезных ожиданий от этого хотя бы в данный момент нет.

Кероб САРГСЯН
iravunk.com

Категория: Аналитика и Геополи́тика | Просмотров: 131 | Добавил: editor | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Календарь
«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2017